Нарушения речи 


Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Нарушения речи

Категория: Нарушения речи Опубликовано: 05.06.2016 Автор: Super User

В данной статье мы коротко рассмотрим все виды речевых нарушений. Более подробную информацию Вы сможете получить, перейдя по соответствующим ссылкам.

         В настоящее время в логопедии для обозначения того или иного нарушения используют две классификации: клиническую и психолого-педагогическую.

         По клинической классификации все нарушения речи делятся на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

         К нарушениям устной речи относятся:

 Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации. Другими словами, это нарушение голоса, которое проявляется либо в его отсутствии (афония), либо в нарушении его высоты, силы и тембра.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи. Ребёнок может искажать звук (самый распространённый пример - горловое произношение звука "р"), заменять его другим, более простым по артикуляции, смешивать со сходными звуками (ребёнок правильно произносит звук "ш", но в некоторых словах может заменить его на "с").

Ринолалия - назальный тембр голоса и нарушенное звукопроизношение, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. К ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врождёнными расщелинами губы и нёба. При этом нарушении страдает произношение всех звуков речи.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Часто данное нарушение отмечается у детей и взрослых с ДЦП. Форма дизартрии, при которой нет выраженных двигательных нарушений, а отмечаются только нарушения звукопроизношения и интонации, называется стёртой.

Нарушения темпа речи, к которым относятся брадилалия и тахилалия.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Речь вялая, растянутая, монотонная.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. При тахилалии речь отличается торопливостью, стремительностью, может сопровождаться аграмматизмами.

Заикание - нарушения темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. Алалия является одним из наиболее сложных нарушений речи, так как речевая деятельность ребёнка оказывается несформированной. Другими словами, данный дефект речи влияет на все стороны речевого развития: отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического восприятия, нарушения лексико-грамматического строя речи и т.д.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Чаще всего, такое нарушение диагностируется у взрослых. Причинами афазии являются: инсульт, черепно-мозговая травма, нейроинфекции, опухоли мозга.

К нарушениям письменной речи относятся:

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Обусловлены эти нарушения несформированностью высших психических функций и проявляются в повторяющихся ошибках стойкого характера. Например: "папушка" - бабушка (нарушена дифференциация звонких-глухих согласных б-п), "пара" - парта, "мотолок" - молоток (пропуски и перестановки букв и слогов) и т.д.

http://logocompass.ru/index.php/rebjonok-v-shkole/narusheniya-pisma-i-chteniya

http://logocompass.ru/index.php/rebjonok-v-shkole/prichiny-narushenij-pismennoj-rechi

http://logocompass.ru/index.php/rebjonok-v-shkole/profilaktika-narushenij-pismennoj-rechi

         Таким образом, в клинической классификации выделяют 11 нарушений речи.

         Психолого-педагогическая классификация была разработана в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание коллектива детей с нарушениями речи. Для этого потребовалось найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи.

         Все нарушения речи в данной классификации делятся на две группы:

         Первая группа - нарушения средств общения:

 - фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Например, к данному виду нарушений можно отнести дислалию;

 - общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи до развёрнутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

         Вторая группа - нарушения в применении средств общения. В эту группу входит заикание как нарушение коммуникативной функции речи. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или ФФНР.

 

Просмотров: 695