Нарушения речи 


Хороший сайт о Joomla 3: http://joomla3x.ru/.Много расширений и шаблонов Joomla

Нарушения речи

В данной статье мы коротко рассмотрим все виды речевых нарушений. Более подробную информацию Вы сможете получить, перейдя по соответствующим ссылкам.

         В настоящее время в логопедии для обозначения того или иного нарушения используют две классификации: клиническую и психолого-педагогическую.

         По клинической классификации все нарушения речи делятся на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

         К нарушениям устной речи относятся:

 Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации. Другими словами, это нарушение голоса, которое проявляется либо в его отсутствии (афония), либо в нарушении его высоты, силы и тембра.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи. Ребёнок может искажать звук (самый распространённый пример - горловое произношение звука "р"), заменять его другим, более простым по артикуляции, смешивать со сходными звуками (ребёнок правильно произносит звук "ш", но в некоторых словах может заменить его на "с").

Ринолалия - назальный тембр голоса и нарушенное звукопроизношение, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. К ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врождёнными расщелинами губы и нёба. При этом нарушении страдает произношение всех звуков речи.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Часто данное нарушение отмечается у детей и взрослых с ДЦП. Форма дизартрии, при которой нет выраженных двигательных нарушений, а отмечаются только нарушения звукопроизношения и интонации, называется стёртой.

Нарушения темпа речи, к которым относятся брадилалия и тахилалия.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Речь вялая, растянутая, монотонная.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. При тахилалии речь отличается торопливостью, стремительностью, может сопровождаться аграмматизмами.

Заикание - нарушения темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. Алалия является одним из наиболее сложных нарушений речи, так как речевая деятельность ребёнка оказывается несформированной. Другими словами, данный дефект речи влияет на все стороны речевого развития: отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического восприятия, нарушения лексико-грамматического строя речи и т.д.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Чаще всего, такое нарушение диагностируется у взрослых. Причинами афазии являются: инсульт, черепно-мозговая травма, нейроинфекции, опухоли мозга.

К нарушениям письменной речи относятся:

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Обусловлены эти нарушения несформированностью высших психических функций и проявляются в повторяющихся ошибках стойкого характера. Например: "папушка" - бабушка (нарушена дифференциация звонких-глухих согласных б-п), "пара" - парта, "мотолок" - молоток (пропуски и перестановки букв и слогов) и т.д.

http://logocompass.ru/index.php/rebjonok-v-shkole/narusheniya-pisma-i-chteniya

http://logocompass.ru/index.php/rebjonok-v-shkole/prichiny-narushenij-pismennoj-rechi

http://logocompass.ru/index.php/rebjonok-v-shkole/profilaktika-narushenij-pismennoj-rechi

         Таким образом, в клинической классификации выделяют 11 нарушений речи.

         Психолого-педагогическая классификация была разработана в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание коллектива детей с нарушениями речи. Для этого потребовалось найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи.

         Все нарушения речи в данной классификации делятся на две группы:

         Первая группа - нарушения средств общения:

 - фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Например, к данному виду нарушений можно отнести дислалию;

 - общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи до развёрнутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

         Вторая группа - нарушения в применении средств общения. В эту группу входит заикание как нарушение коммуникативной функции речи. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или ФФНР.

 

Заикание

Категория: Нарушения речи
Опубликовано: 22.05.2016
Автор: Super User

Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

         В возникновении данной речевой патологии нет какой-то одной причины, данное нарушение возникает при совокупности неблагоприятных биологических и социальных факторов. Давайте разбираться.

         Многие родители отмечают, что ребёнок начал заикаться после перенесённой психической травмы, например, испугался собаки. Да, такое возможно. Однако, все дети в детстве испытывают различные страхи, но далеко не у всех после этого возникает заикание. Значит, можно выделить предрасполагающие причины заикания и производящие.

К предрасполагающим причинам относятся:

 - повышенная ранимость нервной системы ребёнка, её готовность к отклонениям от нормы;

 - наследственная отягощённость;

 - поражения головного мозга в различные периоды развития под влиянием вредоносных факторов.

К производящим причинам можно отнести:

 - кратковременную психическую травму;

 - неправильное воспитание в семье;

 - длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений;

 - перегрузку ребёнка в раннем возрасте речевым материалом, не соответствующим возрасту;

 - подражание заикающимся.

         Независимо от причин возникновения заикания преодолеть данную патологию можно только комплексно, т.е. лечебно-педагогическим воздействием, которое включает в себя: медикаментозное лечение; лечебную физкультуру; психотерапию; логопедические занятия; воспитательные мероприятия.

Задачами лечебно-педагогического воздействия являются:

 - устранение или ослабление речевых судорог;

 - нормализация голоса, дыхания, моторики и речи;

 - укрепление нервной системы и всего организма в целом;

 - перевоспитание личности ребёнка и его поведения;

 - социальная адаптация.

         Дорогие родители, если у Вашего малыша возникло заикание, пожалуйста, не расстраивайтесь. Речь ребёнка в Ваших руках и всё возможно исправить, если Вы будете выполнять все рекомендации специалистов.

 

Профилактика заикания

         Важно проводить профилактику заикания ещё до рождения ребёнка. Родители должны помнить о том, как важно беречь голову ребёнка от ушибов, содержать в порядке носоглотку, своевременно проводить лечение возникающих заболеваний и т.д.

         Ребёнок должен с детства слышать правильную и неторопливую речь взрослых. Важно стимулировать малыша к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции и не перегружать речевым материалом, не соответствующим возрасту.

         Тревожным, беспокойным детям нужно создать благоприятную обстановку: ограничить шумные игры, по возможности, избегать большого общества вокруг них.

         При поступлении в школу у ребёнка может возникнуть рецидив заикания. Родителям необходимо предупредить учителя о том, что в дошкольном возрасте у ребёнка было заикание. Таких детей (по возможности) не нужно принуждать к быстрым ответам, часто вызывать к доске, если для ребёнка это является сильным стрессом.

 

Заикание у подростков и взрослых

         Не только дети дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с такой проблемой, как заикание. Многие юноши, девушки, взрослые мужчины и женщины испытывают те же проблемы. В подавляющем большинстве заикание у подростков и взрослых является следствием длительно протекающего патологического процесса, возникшего в детстве.

         Помощь заикающимся подросткам и взрослым оказывается в основном в системе здравоохранения: в стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

         В настоящее время существует несколько методик преодоления заикания у взрослых. Каждое медицинское учреждение выбирает свою программу устранения данной речевой патологии. Однако стоит перечислить 12 правил для упражнения в плавной речи, которые необходимо регулярно повторять с заикающимися. Предполагается, что в дальнейшем эти правила будут выполняться автоматически, способствуя закреплению правильной речи.

         Правила для упражнения в плавной речи (разработаны А.Гутцманом и Г. Гутцманом в 1924 г.):

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, быстро, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определённо в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный звук, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто всё предложение представляет одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.