Фонематическое восприятие 


Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста

Категория: Практические упражнения Опубликовано: 13.02.2016 Автор: Super User

Часто, в разговоре с логопедом можно услышать такие термины, как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие". Давайте разберёмся, что  скрывается за этими понятиями.

         Фонематический слух - это способность различать отдельные звуки речи, что лежит в основе понимания слов и их значений.

         В первые недели жизни ребёнка идёт активное формирование слухового внимания. Малыш, услышав голос матери (особенно если это колыбельная песня), прекращает плакать. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего.

         В возрасте 6 месяцев (период лепета) ребёнок путём подражания и наблюдения за артикуляцией взрослого произносит отдельные звуки, слоги, перенимает мелодику и интонацию речи.

         К 3-4 годам в норме ребёнок уже дифференцирует все звуки родного языка.

         Если наличия фонематического слуха достаточно для повседневного общения ребёнка, то его недостаточно для овладения письмом и чтением. Для этого необходима сформированность фонематического восприятия - умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

         У многих детей с неврологическими нарушениями отмечаются трудности становления фонематической системы: ребёнок не может различать неречевые звуки (хлопки, различные шумы), могут быть нарушены невербальные слуховые функции, что проявляется в трудностях запоминания, узнавания мелодий, голосов близких людей и т.д. В дальнейшем малышу будет трудно соединять звуки, слоги, строить фразу.

         Работу по формированию фонематического восприятия у детей нужно проводить уже с раннего возраста, особенно у детей с неврологическими нарушениями.

         Ниже представлены примеры упражнений, направленные на развитие фонематического восприятия, которые вы можете проводить с Вашим малышом ежедневно.

         Упражнение "Колокольчик"

         а) Этот вариант упражнения направлен на привлечение внимания ребёнка к звучащему предмету.

Перед малышом лежат две-три коробочки, в одной из которых находится колокольчик (или погремушка). Взрослый достаёт колокольчик из коробочки, демонстрирует его звучание, затем убирает и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (т.е. выбрать нужную коробочку).

         б) Определение места звучащего предмета, развитие слухового внимания.

Взрослый просит ребёнка закрыть глаза, тихо встаёт в стороне от него (впереди, сзади, слева, справа) и звонит в колокольчик. Ребёнок, не открывая глаз, должен повернуться лицом в направлении, откуда доносится звук.

         Упражнение "Знакомство с предметами"

         Целью данного упражнения является развитие слухового внимания и дифференциация неречевых звуков.

         Перед ребёнком лежит бумага, мячи, карандаши. Взрослый знакомит ребёнка с действиями, которые можно совершать с этими предметами: бросать на пол мяч, мять бумагу, катать карандаш по столу, стучать монетой. Задача ребёнка - выполнить аналогичные действия.

         Упражнение "Дай, на"

         а) Перед ребёнком на столе лежат фрукты. Взрослый предлагает ребёнку попросить яблоко, произнося слово "дай", а затем угостить кого-нибудь, произнося слово "на".

         б) Ребёнку дают два кружка: синий и красный. Если ребёнок услышит слово "дай", он должен поднять кружок красного цвета. А если слово "на" - синего.

         Это упражнение способствует формированию умения выделять из речевого потока слова "дай", "на".

         Упражнение "Исполнитель"

         Упражнение направлено на развитие понимания слов и инструкций при выполнении заданий, а также способствует формированию регулятивной функции речи и развитию зрительного восприятия. 

          а) перед ребёнком лежат несколько предметов (например, ложка, чашка, тарелка). Взрослый просит ребёнка правильно выполнять команды:

 - возьми ложку;

 - дай мне стакан;

 - дай Диме тарелку и т.д.

          б) Ребёнок должен найти заданные предметы в комнате и назвать их:

 - где окно?

 - возьми книгу, положи книгу на стол;

 - найди мячик под столом;

 - возьми из шкафа пирамидку и т.д.

         Упражнение "Знакомство со звуком У"

         Взрослый показывает ребёнку знакомые игрушки, производя с ними игровые действия и сопровождая их словами: "К нам в гости пришли игрушки. Давай поздороваемся с ними. Кошечка здоровается мяу, собачка гав, а мишки - ууу". Затем взрослый располагает мишек по правую и левую сторону от ширмы и по очереди "зовёт" малыша. Он поворачивается к той игрушке, которая его позвала.

         Аналогичным образом можно познакомить ребёнка с другими гласными звуками, например, кукла плачет - ааа, лошадка скачет - иии и т.д.

 

Просмотров: 746