Как общаться с ребёнком? 


Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Как общаться с ребёнком?

 

  
   Речь формируется только при общении с другим человеком, поэтому семья играет огромную роль в речевом развитии ребёнка. Именно общение с близкими, и в первую очередь с матерью, позволяет малышу выделить речь как основное средство общения.


   Общайтесь с вашим малышом с первых дней его жизни. Разумеется, он ещё ничего не понимает, но он слышит Ваш голос,  интонацию, видит вашу мимику, жесты, артикуляцию. Именно это и создаёт предпосылки для дальнейшего овладения речью. К 3-4 месяцам появляется гуление – первые попытки подражать речи взрослых, к 5-6 месяцам – лепет: ребёнок уже произносит целые слоги и явно получает удовольствие от этого процесса. Чуть позже появляются первые слова, затем – простые и сложные фразы.


   В возрасте от 1 до 3 лет идёт активное развитие речи: словарь малыша увеличивается, появляется возможность общаться фразами. Ребёнок может вступать в простой диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на поставленные вопросы и задавать интересующие его, комментировать свои игровые действия. Под влиянием речи происходит перестройка всего психического развития ребёнка. Постепенно речь становится ведущим средством общения и мышления.


   Как же общаться с ребёнком раннего возраста (1-3 года)? 


- в начальный период развития речи не стоит обучать ребёнка произношению трудных и малопонятных для него слов, а также заучивать стихотворения, не соответствующие его возрасту. Малыш просто не понимает значения этих слов, отсюда и непонимание смысла читаемого и заучиваемого текста. Не торопитесь, всему своё время. В этом возрасте детям очень нравится слушать произведения К.И. Чуковского, Агнии Барто, русские народные сказки «Репка», «Курочка-Ряба» и т.д.


- родители и ближайшее окружение малыша должны следить за своей речью: говорите чётко, неторопливо, правильно называя все предметы и ни в коем случае не подражая так называемому «птичьему» языку малыша. Комментируйте каждые свои действия и действия ребёнка, рассказывайте ему об окружающих его предметах, об их свойствах. Ребёнок с детства должен слышать правильную речь.

   И ещё, дорогие родители, особое внимание обратите именно на Ваше общение с друзьями и другими родственниками, на те нецензурные или жаргонные слова, что Вы иногда произносите. Дети подобного рода лексику запоминают и воспроизводят гораздо быстрее остальных слов.


- не следует выполнять желания ребёнка по его мимике и жестам. В таких случаях у ребёнка не возникает потребности пользоваться речью для достижения желаемого. «А зачем? – меня же все и так понимают, без слов, я лучше пальчиком покажу вооон на ту игрушку». Не затормаживайте речевое и психическое развитие вашего малыша.


   Продолжайте разговаривать с ребёнком, даже если у него идёт задержка речевого развития, и он пока либо ничего не говорит, либо говорит, но очень мало. Разговаривая с ним, оречевляя свои действия, вы накапливаете вашему малышу пассивный словарный запас, а также способствуете развитию понимания речи.

   Родители неправильно поступают в тех случаях, когда настоятельно требуют от неговорящего /малоговорящего ребёнка произнести то или иное слово. В таких случаях дети нередко проявляют агрессию, могут заплакать. Просто правильно называйте интересующий ребёнка предмет и обратитесь к неврологу, который, проведя обследования и выявив возможные причины отставания в речевом развитии Вашего малыша, назначит соответствующее лечение.


   Случай из практики: Игорь, 2 года 11 месяцев: речь состоит из звуковых комплексов и звукоподражаний, ребёнок активно пользуется жестами. Понимание речи не нарушено, мальчик активный, весёлый, любознательный. Становится агрессивным, когда его просят повторить название игрушки или любого другого предмета. Навыки самообслуживания не развиты: ребёнок до сих пор ходит в памперсах, пьёт из бутылки, сосёт соску, самостоятельно не ест, не одевается – всё это за него делают родители и бабушка. 
   Что же делать в данной ситуации? Во-первых, у  ребёнка нет никакой потребности пользоваться речью – ведь его прекрасно понимают без слов и выполняют все его желания. Во-вторых, у ребёнка во рту всё время соска – как же он начнёт говорить, если рот постоянно занят? В-третьих, такому ребёнку нужно дать больше самостоятельности, чтобы он сам держал ложку, чтобы он сам одевался – естественно, не сразу у него всё будет получаться правильно, поэтому родителям нужно набраться терпения, показывать, объяснять, как и что делать. От того, насколько развиты у ребёнка общая и мелкая моторика будет зависеть и его речевое развитие. И, в-четвёртых – необходима консультация невролога. Таким образом, воздействие на ребёнка в данном случае должно быть комплексное: медикаментозная терапия, которую назначает невролог + психолого-педагогическое воздействие (со стороны родителей, логопеда и воспитателей).

Просмотров: 718