Причины нарушений письменной речи 


Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Причины нарушений письменной речи

     

    Родители (а иногда и учителя) не всегда правы, когда пытаются объяснять все ошибки письма и чтения банальной невнимательностью ребёнка или их небрежным отношением к работе. Зачастую, проблема лежит гораздо глубже. 

   Письменная речь формируется только в результате целенаправленного обучения, её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. 

   Письмо и чтение – это многоуровневые процессы, для обеспечения которых нужна согласованная работа нескольких зон мозга.

 

  Частичное расстройство процессов чтения и письма логопеды обозначают терминами дислексия и дисграфия.  Обычно эти нарушения  встречаются в сочетании. 

  Специалисты выделяют ряд причин, лежащих в основе нарушений письменной речи: 

  -  нарушения устной речи (для овладения письменной речью необходима сформированность всех сторон устной речи: правильное звукопроизношение, дифференциация акустически близких звуков, богатый словарный запас, отсутствие аграмматизмов в речи ребёнка); 

 - наследственная предрасположенность. В этом случае ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. Как следствие, ребенок может испытывать примерно те же трудности при овладении письменной речью, что и его родители в школьном возрасте). 

  -  воздействие вредных факторов в пренатальном, натальном и постнатальном периоде развития, что может привести к задержке формирования определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи; 

  -  органическое повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения и письма (при таких сложных речевых нарушениях, как алалия, афазия, дизартрия); 

 -  трудности становления процесса латерализации (не устанавливается доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга). К моменту обучения грамоте у ребенка должна быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется контроль над многими видами деятельности. 

 

    Кроме того, среди причин нарушений письменной речи у младших школьников могут быть недостаточность развития высших психических функций, неустойчивость эмоциональной сферы и педагогическая запущенность. 

  Ни одна из перечисленных выше причин не является решающей в возникновении нарушений письменной речи. Как правило, данные нарушения проявляются при совокупности ряда патологических факторов. 

  Профилактика нарушений  письменной речи должна проводиться с дошкольного возраста.

 

 

 

Просмотров: 1782