Профилактика нарушений письменной речи 


Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Профилактика нарушений письменной речи

   Нарушения письма и чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении письменной речью могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость или, наоборот, озлобленность и склонность к негативным реакциям.

   Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью.

   Так как нарушения письма и чтения связаны с недоразвитием высших психических функций, то на занятиях осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию лексико-грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

   Ниже приведены примеры заданий, которые Вы можете выполнять с детьми ежедневно. Они просты в проведении, не требуют никакого специального оборудования.

   Итак, для развития пространственных представлений можно предложить ребёнку выполнить упражнение «Исполнитель»: на столе раскладываются различные предметы (карандаш, ручка, ложка, стакан, коробка, мелкие игрушки и т.д.). Взрослый даёт разные инструкции, которые ребёнок должен выполнить, например: «Положи ложку справа от стакана» / «Посади куклу перед чашкой» и т.д.

   Также можете просить ребёнка назвать предметы, которые находятся справа или слева от него.

   Для развития зрительной памяти подойдёт упражнение «Что изменилось?»: взрослый раскладывает 6 предметов/картинок, ребёнок запоминает их последовательность. Затем взрослый меняет расположение предметов/картинок, а ребёнок должен сказать, что изменилось, и восстановить их первоначальное расположение.

   Для развития звуко-буквенного анализа и синтеза можно использовать следующее упражнение: взрослый называет слово, обозначающее предмет, по звукам. Ребёнок должен найти этот предмет в комнате / показать на картинке / назвать получившееся слово.

К-о-т = кот

с-т-о-л = стол

р-ы-б-ы = рыба

Затем можно поменяться с ребёнком ролями.

   Для развития фонематического восприятия  подойдут следующие упражнения:

- Назвать лишний слог:

па – ба – па – па

су – су – зу – су

ша – жа - жа – жа

- Назвать лишнее слово:

бочка – почка – бочка - бочка

ветка – сетка – сетка - сетка

ужи – уши – ужи - ужи

дым – дом – дом – дом

 

 

Просмотров: 1385